МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 18788.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ольга Сигаева (УИ №889312, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
План работы по самообразованию"Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста" 2017- 2019г.Я, Сигаева Ольга Викторовна около 4-х лет работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Нетрадиционные методы рисования использовались не только в изодеятельности, но и в другой художественной деятельности и в свободное время. Работа по этой методике отмечает, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Для развития творческого воображения и побуждения детей к изобразительной деятельности выполнялись несложные требования. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания В своей работе использовала пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Знакомила детей с нетрадиционными техниками рисования, рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работа начинается с одного цвета: дается возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. В своей работе детям показывала много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Следующим этапом в своей работе был - обучение детей рисовать обеими руками. Здесь также были возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата. Поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключать его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?». С первой младшей группы можно уже рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ею отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваем» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте детям предлагается отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона. Уже со средней группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Можно рисовать на темы: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку». В средней группе мы вместе с детьми учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику дети использовали, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». Со средней группы мы использовали технику «тампонирование». Делается тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята». Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры». Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения предметов, передачи его формы и цвета. Хотя удовольствие от рисования дети получают потому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует показывать детям красоту в окружающих их предметах и явлениях. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ: - многообразие способов рисования; - многообразие средств рисования; - проявляет характер ребенка, его индивидуальность; - вызывает целый комплекс эмоций; - развивает мелкую моторику руки; - прививает любовь к изобразительному искусству; - непринужденно развивает творческие способности. Проблема творчества значима сегодня, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности инициативности в решении жизненных, учебных, производственных вопросов. Анализ изученной мною литературы в ходе моей работы показал, что развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционными техниками рисования очень актуальна на сегодняшний день. Я проанализировала современные подходы к развитию творчества нетрадиционными техниками рисования, рассмотрела нетрадиционные приёмы рисования, которые использовала в своей педагогической работе с детьми дошкольного возраста. 29 мая 2019 в 07:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.