МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности, невыразительности и однообразности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, чтении стихотворений, исполнении ролей в играх-драматизациях.  

Используя фонологический подход к изучения интонации, разработанный А.Н. Гвоздевым, М.В. Пановым, А.А. Реформатским и другими, нами была проведена диагностика интонационной выразительности устной речи детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальном изучении приняло участие 84 ребенка – воспитанника ГОУ д/с № 682 ЮАО г. Москвы. 
В результате был выявлен ряд особенностей интонационной выразительности речи дошкольников. Оказалось, что 73 (87%) обследуемых в целом понимают значение интонационно-выразительных средств при восприятии чужой речи. При этом только 28 (33%) детей использовали их в своей монологической речи. 45 (54%) обследуемых испытывали трудности в использовании таких компонентов интонации, как логическое ударение, темп, мелодика. У 11 (13%) дошкольников были отмечены недостатки как восприятия, так и употребления интонационных компонентов, множественные ошибки понимания значения интонационных средств выразительности. 
При этом была выявлена взаимосвязь между развитием интонационной выразительности речи и уровнем речевого развития в целом. Так, у детей с хорошими показателями развития связной речи, лексических средств и звукопроизношения интонационная выразительность была развита лучше. В то же время была установлена прямая зависимость между состоянием дыхания, голоса детей и интонационной выразительностью их самостоятельной речи. 
Работу по развитию интонационной выразительности речи предлагаем строить последовательно, условно разделив ее на 2 этапа. Сначала (на 1 этапе) следует тренировать интонационный слух детей, т.е. формировать навыки вос-приятия интонации, а затем (на 2 этапе) – навыки использования интонации в собственной речи. 
Для того, чтобы показать детям роль интонации в речи, доказать ее важ-ность можно использовать прием сопоставительного анализа двух образцов одного и того же высказывания. При этом воспитатель читает детям рассказ первый раз невыразительно, без интонации, а второй раз – выразительно, с интонационным оформлением текста. Дети, безусловно, отметят разницу в звучании текстов, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в интонационной выразительности речи. Здесь же можно объяснить дошкольникам, что интонация помогает людям не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к ним других людей. 
После того, как дети получат общие представления о значении интонационной выразительности речи, можно переходить к формированию у них навыков восприятия отдельных интонационных компонентов. Как известно, интонация состоит из нескольких компонентов: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы), логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова), темпа (ускорение или замедление скорости произношения фраз), ритма (чередование ударных слогов) и тембра (эмоциональная окраска голоса). 
Для привлечения внимания детей к мелодике и показа ее значимости можно использовать такой прием, как рассказ «проблемной истории»: «Вчера я была в магазине. Там я купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты.» (утверждение, мелодика понижается) – и пауза. Затем у детей спрашивают: «Почему вы мне ничего не ответили?» Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» – «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?». Дети: «Да, конечно!». Вопрос к ним: «А почему вы мне отвечаете? Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?». Скорее всего дети не дадут правильный ответ, но выскажут предположение, что изменился голос (повысился – понизился), но осознают, что нужно показывать, когда мы рассказываем, а когда спрашиваем. 
При формировании навыков восприятия мелодики детям сообщается, что человеческий голос может повышаться и понижаться – «подниматься и спускаться с горки», при работе со старшими дошкольниками можно пользоваться терминами «голос повышается», «голос понижается». 
При объяснении следует использовать наглядный материал: специальные карточки, на которых повышающаяся мелодика будет обозначена стрелкой, направленной косо вверх, а понижающаяся мелодика – стрелкой, направлен-ной косо вниз. Кроме этого, эффективным приемом является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Речевым материалом при этом могут служить серии звуков и слогов, а также предложения различной грамматической сложности. 
Для развития восприятия мелодики фраз воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе предлагает детям сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно, правой рукой в воздухе «нарисовать» мелодику фраз, т.е. дирижировать. Более сложным для выполнения будет являться задание, в котором дети, слушая речевой материал, должны поднять над головой карточку с обозначением соответствующей мелодики. Одним из приемов, используемых в работе, является сопоставительный анализ 2-х образцов высказываний с различной мелодикой. Это по¬зволяет сформировать у детей точные дифференцированные образы двух контрастных мелодик. 
Наиболее сложными являются задания на восприятие фраз, в внутри которых мелодика сначала повышается, а затем понижается. В процессе восприятия этого речевого материала детям сначала предлагается, дирижируя рукой, показать изменения мелодики, а затем на основе этого на столах выложить наглядную схему из двух карточек с изображением стрелок. 
При развитии восприятия темпа, как компонента интонации, может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Для более успешного запоминания детьми этих терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета для обозначения термина «быстро», круг желтого цвета - термина «умеренно», круг красного цвета - термина «медленно». Причем сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро»и «медленно». Только после овладения ими вниманию детей предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, которые воспитатель произносит в разном темпе. Первоначально у детей формируют навыки подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце. Например, их просят выполнять серии хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Причем, если воспитатель ускоряет свою речь, переходя от медленного темпа к быстрому или умеренному, то и дети должны ускорять свои движения, например в процессе игры «Еле, еле завертелись карусели». 
Более сложным для детей будет задание, в котором им нужно дать речевую оценку темпа, т.е. слушая тот или иной речевой образец, сказать в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно». Таким образом, ребенок будет иметь возможность действовать не только в умственном плане, но и на основе наглядной опоры. По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных символов прекращается. 
Для развития восприятия такого компонента интонации, как ритм, детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т.д.), затем стихотворений, имеющих двусложную (ямб, хорей) и трехсложную (дактиль) ритмические структуры. В том случае, если такие задания для детей окажутся сложными, с ними можно провести сначала работу по выделению отдельных ударных момен¬тов на фоне звучания равной силы (работа над неожидан¬ным акцентом). Навыки восприятия неожиданного акцента можно закреплять в двигательных действиях и при составлении разнообразных зрительно-наглядных схем. 
Например, в игре «Забияки-петушки», где детям предлагается стоять в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делать махи назад ногой, согнутой в колене; на сильный акцент (в музыке или речи) поднимать руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха. После этого можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося акцента и ритмических рисунков. При этом используются не только двигательные действия, но и составление разнообразных зрительно-наглядных схем. Как, например, в игре «Веселые кегли»: педагог и дети договариваются, что кегли будут обозначать сильные удары, а мячи - слабые, после этого педагог отхлопывает определенный ритм (двудольный, четырехдольный или трехдольный метрический размер), а дети составляют его схему, правильно чередуя кегли и мячи. С этой же целью можно использовать разноцветные мозаики, где определенные цвета фишек будут обозначать сильные и слабые акценты, а составленные детьми дорожки узоров будут соответствовать ритмическим рисункам. При этом сам ритм может задаваться педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков и, безусловно, в речи (серии слогов, короткие стихотворения, ритмизованные фразы). 
При развитии восприятия тембровой окраски речи мы опирались на навыки узнавания детьми друг друга по голосу, обычно формирующиеся в упражнениях по развитию слухового восприятия, внимания и памяти. 
В процессе формирования навыков восприятия тембра особое значение имеет объяснение детям роли интонации в выражении эмоциональных переживаний человека. В связи с этим эта работа должна тесно переплетаться с работой по развитию мимики, жестов и пантомимики. При этом в качестве наглядного материала можно использовать карточки и пиктограммы с изображениями лиц, эмоционально выразительные фотографии людей; в качестве речевого материала –отдельные фразы и тексты, представляющие собой «проблемные истории», непосредственно касающиеся личного опыта детей и позволяющие опираться не только на эмоциональную, но и на смысловую функцию интонации. 
Кроме задач развития восприятия тембра, данные упражнения обогащают эмоционально-экспрессивную лексику и развивают звуковысотный слух детей. 
Сначала дошкольников учат определять по образцам и различать в звучащей речи две контрастные тембровые окраски (радостную и грустную) и обозначать их соответствующей пиктограммой. Для этого можно использовать прием мелодекламации под мажорную или минорную интонацию музыки. 
По мере закрепления навыков восприятия тембра работа усложняется: детям для восприятия предлагается гневная, удивленная и испуганная тембровые окраски речи. При этом следует учитывать, что тембровую окраску отдельных фраз анализировать значительно сложнее, чем фраз, помещенных в контекст. 
После того, как воспитанники смогут определить тип окраски голоса, задание можно усложнить, попросив детей словами охарактеризовать эмоциональное состояние говорящего человека.

4 октября 2018 в 23:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.