Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.
Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний в этом возрасте становится язык. Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако ведущим видом у дошкольников остается игра. В творческой игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении являются театрализованные игры.
Поэтому включение театрализованной деятельности в работу детских образовательных учреждений позволяет сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
В связи с этим является актуальным использование разнообразных элементов театрализованной деятельности как в организованной образовательной деятельности, так и повседневной жизни для развития речи детей.
Рассмотрев проблему театрализованной деятельности в дошкольной педагогике, роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших школьников; проведя анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста, нами было осуществлена экспериментальная работа. Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2011 года на базе МДОУ Детский сад «Одуванчик» посёлка Восход Московской области. В нем участвовали 10 детей четвёртого года жизни.
Цель эксперимента – выявление особенностей развития речи детей 3 – 4 лет.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Обследование речи детей младшего дошкольного возраста;
2. Определение уровня развития речи дошкольников в зависимости от этого разделение их на условные группы;
3. Изучение особенностей развития театрализованных игр детей 4-го года жизни.
При проведении обследования речи мы опирались на диагностическую методику Н.В. Нищевой; для выявления особенностей театрализованных игр детей нами были выделены показатели развития на основе примерной основной программы воспитания и обучения детей «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2010).
В ходе констатирующего эксперимента дошкольникам предлагалось индивидуально выполнить 8 заданий на изучение особенностей речи.
Их выполнение детьми оценивалось по 4-х балльной шкале, в результате чего все дети были разделены на 3 группы в зависимости от уровня развития речи.
К высокому уровню успешности выполнения заданий было отнесено 7 (70%) обследуемых. При выполнении задания на понимание существительных, обощающих слов и действий все дети успешно справились с заданиями. В задании на понимание различных грмматических форм словоизменения дети правильно понимали формы единственного и множественного числа существительных: Маша А. «кот – коты», «дом- домик»; Лена О. «чашка – чашки»; Владик Б. «кукла – кукока». При исследовании экспрессивной речи дети правильно называли картинки с существительными, глаголами и прилагательными. При исследовании фонетической стороны речи дети активно демонстрировали состояние имитационной стороны речи, и это задание вызвало у детей особый интерес. В заданиях на исседование звукослоговой структуры слов и при исследовании состояния фонематического восприятия дети допукали те или иные ошибки, но при этом они самомтоятельно их исправляли.
К среднему уровню успешности выполнения заданий было отнесено 3 (30%) обследуемых. При выполнении заданий на исследование импрессивной речи дети справились с заданиями самостоятельно. А при выполнении задания на понимание форм единственного и множественного числа существительных дети делали следующие ошибки: Даша П. «кукла – кукалки», «стул – стульчаки». При выполнении задания назвать по три – четыре картинки по лексическим темам дети путались в глаголах (назвать действие): Артём М.: «рисует», «сидит». В задании на исследование фонетической стороны речи дети путались в выражении интонации.ьпри исследовании состояния фонематического восприятия Артём М. и Даша П. показывали собачку, услышав не только слова со звуком [р], но и любые другие слова.
К низкому уровню успешности выполнения заданий не было отнесено ни одного ребёнка.
По результатам обследования речи можно сделать ряд выводов: обследуемые дошкольники испытывают трудности при понимании форм единственного и множественного числа существительных, а также уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных.
Дети допускают ошибки в заданиях на употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
При анализе развития театрализованных игр дошкольников мы использовали экспертную оценку данных, согласно которой все дети были распределены по следующим уровням овладения навыками театрализованными играми.
К высокому уровню было отнесено 5 (50%) детей. Они проявляют интерес к театрализованным играм; с помощью педагога выбирают произведение для постановки; частично участвует в подготовке декораций и атрибутов. Стремятся импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Проявляют творческую самостоятельность в передаче образа своего героя, используя интонационные и художественные средства выразительности речи, а также жесты, мимику, пантомимику. Дети знакомы с перчаточными куклами; владеют навыками кукловедения.
К среднему уровню было отнесено 3(30%) детей. Дети в целом проявляют интерес к театрализованным играм, иногда сами предлагали произведения для постановки. Также самостоятельно выбирают средства выразительности (интонация, жесты, мимика, пантомимика) для передачи образа своего героя, но испытывают трудности перевоплощения, чувствует себя скованно.
К низкому уровню отнесено 2 (20%) детей. Эти дети только по инициативе взрослого проявляли интерес к театрализованным играм; сами не участвовали в выборе произведения для постановки; выполняют те роли и обязанности по изготовлению декораций и атрибутов, которые им поручат.
Анализ данных развития речи дошкольников, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил говорить о необходимости проведения специальной работы по совершенствованию речевых навыков детей. В связи с чем, нами были разработаны и сформулированы методические рекомендации, в которых театрализованные игры рассматривались нами как средство развития речи детей.
В основе наших методических рекомендаций лежат методики Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» (2010), а также программа Е.Г. Савиной «Театральные ступеньки» (2010).
Реализация составленных нами методических рекомендаций включается в естественный ход педагогического процесса в
ДОУ и осуществляется в рамках работы по образовательной области «Чтение художественной литературы», а также во второй половине дня в ходе индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в театральном кружке.
В методических рекомендациях выделяются 2 направления работы:
1. «Культура и техника речи» – работа объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Также включены игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подборка простейших рифм.
2. «Театральная игра» – работа направлена не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Даже частичное использование разработанных методических рекомендаций вызвало положительные отзывы воспитателей группы и родителей воспитанников.
У детей была отмечена положительная динамика овладения театральными навыками и умениями. Личные наблюдения, позволили говорить о выраженной динамике речевых диалогических умениях. Диалогические контакты детей друг с другом стали более длительными. Дети постепенно становились более внимательными к партнерам по общению. Дошкольники, занимавшие пассивную позицию, стали более активными. Они стали высказываться логично и связно. Их речь приобрела нормальный темп и интонации диалога. Также у дошкольников стали проявляться попытки обосновать свое мнение. Увеличение практического опыта взаимодействия с членами детского коллектива создало благоприятные предпосылки для совершенствования диалогического общения.