МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль

Подвижная игра как средство двигательного и познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

 Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.  

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая усталости. Особенно это важно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 
Кроме того, подвижные игры, обеспечивая подвижность такого ребенка, значительно повышают качество его запоминания. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяются в игре. Если ребенок невнимателен к тому, что требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Поэтому игра, в том числе и подвижная игра, является самым простым и доступным средством развития личности ребенка: это касается всех детей дошкольного возраста – как нормально развивающихся, так и имеющих нарушения в развитии. Это давно поняли наши предки. 
Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говориться о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища. В течение долгого времени такие игры как наследство передавались от поколения к поколению, сохраняя неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Действительно, сегодня уже никто не сомневается, что народная подвижная игра и связанные с нею традиции игрового фольклора – это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А.В. Луначарского трудно что-либо добавить. 
Поэтому главная забота педагога заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали им ощущать, воспринимать и творчески, отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь, развивали интеллектуальные, нравственные и физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и другие). 
В качестве примера сошлемся на опыт использования подвижной игры в качестве средства развития памяти дошкольников ДОУ г. Санкт-Петербурга. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были взяты 2 группы детей старшего дошкольного возраста: с нормальным физическим развитием и ограниченными возможностями здоровья. Среди них на основании данных диагностики были выделены следующие дифференцированные группы детей: 
- с низким уровнем развития произвольной памяти и низким уровнем двигательной активности (дети с ограниченными возможностями здоровья); 
- с низким уровнем развития произвольной памяти и средним уровнем двигательной активности (дети с нарушенным и нормальным физическим развитием); 
- со средним уровнем развития произвольной памяти и средним уровнем двигательной активности (дети с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающиеся); 
- с высоким уровнем развития произвольной памяти и высоким уровнем двигательной активности (сюда вошли дети с нормальным физическим развитием). 
Таким образом, была обнаружена взаимосвязь между развитием произвольной памяти и двигательной активности. 
На основании анализа полученных данных перед педагогами, занимающими с каждой дифференцированной группой, были поставлены следующие педагогические задачи. 
1. Создать систему подвижных игр для развития произвольной памяти. 
2. Использовать подвижные игры в разных формах работы с детьми: 
• на занятиях; 
• на прогулке; 
• на вечерах развлечений; 
• в самостоятельной игровой деятельности; 
• во время пауз между занятиями. 
3. Привлечь к проблеме развития памяти детей родителей и сотрудников детского сада, подготовить для них консультативную базу, фотоматериалы. 
4. Провести повторную диагностику уровня развития памяти детей. 
Для этого была продумана система подвижных игр, где развивались бы разные виды памяти (слуховой, двигательной, зрительной) и происходила работа над совершенствованием ее операций: запоминания, припоминания, воспроизведения и др. Сама система представляет собой набор игр различных по видам движений и степени психофизической нагрузки. Есть игры со словесным сопровождением, с использованием звуковых, словесных сигналов или зрительных ориентиров. Так, в играх «Вернись на место», «Вызови по имени» присутствует зрительный ориентир: в одной - начерченный круг, в другой - подброшенный мяч. 
Игры проводились на занятиях физкультурой, вечерах досуга. Кроме того, мы использовали игру как самостоятельную форму в группе в перерывах между занятиями, в свободное время, на прогулке. 
Чтобы игры для детей были более привлекательными, мы использовали различные пособия, атрибуты (шапочки, маски, ленточки). Обращали внимание на эмоциональное состояние детей, как во время игры, так и после неё. Стимулировали интерес детей закличками, считалками, которые мы разучили с детьми. Разучивание рифмованного текста в сопровождении с движениями влияло на повышение эффективности запоминания ребёнка-дошкольника. Дети использовали различные считалки (короткие, длинные), редко повторялись. При этом мы провели в группе конкурс на знание наибольшего количества считалок, закличек, дразнилок. При этом мы обнаружили, что введение подобного рода соревновательных ситуаций, тесно связанных с использованием приемов запоминания ритмизованного текста и движений влияет на повышение мотивации детей к организации самостоятельной двигательной активности. В своих наблюдениях мы отметили, что дети в игровой деятельности и на прогулке стали чаще использовать разученные считалки, дразнилки, заклички. Уже на данном этапе работы мы видели, что игра стимулировала интерес детей и тем самым повлияла на развитие памяти. 
На следующем этапе работы особое внимание обращалось на то, чтобы дети запомнили правила, были сосредоточены – добивались того, чтобы ребята приняли правила игры, осознали их, удерживали полученную информацию как во время игры, так и спустя после нее. 
Игра «Канон» после первого объяснения не получилась. В этой игре мы ставили цель – развитие двигательной памяти, в развитии этого вида памяти детям в помощь был предложен звуковой сигнал (не просто музыка, а музыка с чётким ритмом). Детям было сложно запомнить последовательность выполнения движения. Роль ведущего брал на себя воспитатель. Детям, особенно из 1 и 2 дифференцированных групп, было трудно одновременно слушать музыку и выполнять упражнения – всё это связано с недостаточно развитой памятью (запомнить и быть сосредоточенным) и координационными способностями (одновременно слушать музыку и двигаться). После неоднократного проигрывания ребята научились справляться. По прошествии времени игра была возобновлена и мы пришли к выводу, что процесс запоминания и сохранения информации достаточно прочен, а вот воспроизведение не точно (дети забыли последовательность движений). Достаточно было сыграть с ними несколько раз и они вспомнили всё, что делали ранее. 
В игре «Слушай внимательно» при выполнении действий по правилам возникали трудности такого характера – дети были не достаточно внимательны, а значит, не запоминали правила. Чаще во время занятий в группе дошкольникам предлагались игры такого характера, как «Что изменилось», «Какая фигура лишняя», цель этих игр – сосредоточение внимания. Особенно это было важно для детей из 1-3 дифференцированных групп. На физкультурных занятиях с ними мы использовали игры, целью которых было - развить произвольный контроль, повысив интенсивность и устойчивость внимания. Например: «Волшебное слово» (дети выполняют движение только тогда, когда педагог произнесёт слово «пожалуйста»). Ребята были вынуждены быть внимательными, чтобы запомнить. Особое внимание мы обращали в этой игре на развитие слуховой и двигательной памяти. Дошкольникам постоянно предлагалась речевая установка «Слушать и запоминать». Когда все дети научились соблюдать правила и выполнять действия, было предложено усложнение (ключевые слова назывались вразбивку и сокращалось время подачи команды). 
Были даны рекомендации для родителей. Тесный контакт с семьёй помог преодолеть комплекс неуверенности, присущий детям из 1-4 дифференцированных групп. Дома родители вместе с детьми играли в такие игры, как «Лови – бросай, упасть не давай», целью которых было развитие координационных способностей, быстроты реакции, сосредоточенности внимания и произвольной памяти. 
В конце года мы провели повторную диагностику памяти детей. На основании полученных данных и их анализа мы сделали вывод о том, что подвижная игра является простым и эффективным средством, влияющим на развитие памяти и её объём при определённых условиях, а именно: 
1. При правильном подборе и систематизации игр. 
2. При чёткой организации игровой деятельности в разнообразных формах в течение всего дня. 
3. При методически грамотном использовании подвижных игр, с учетом индивидуального подхода к дифференцированным группам детей. 
4. Заинтересованности всех сотрудников, родителей и детей в использовании подвижных игр. 
5. При достаточной оснащённости игровой и двигательной активности и деятельности. 
В ходе реализации данных условий оказалось, что изменился состав дифференцированных групп: 
- в группе детей с низким уровнем развития произвольной памяти и средним уровнем двигательной активности оказались только небольшая часть дошкольников с нарушенным физическим развитием; 
- в группе детей со средним уровнем развития произвольной памяти и средним уровнем двигательной активности оказалось большинство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и небольшая часть - нормально развивающихся; 
- в группе детей с высоким уровнем развития произвольной памяти и высоким уровнем двигательной активности увеличилось количество воспитанников с нормальным физическим развитием. 
Таким образом было доказано, что систематическая и целенаправленная работа по подбору и использованию подвижных игр влияет на развитие памяти детей дошкольного возраста. В ходе совместной работы воспитателя, руководителя по физической культуре и родителей по данной методике нам удалось решить поставленную цель и задачи. Однако в ходе работы мы столкнулись с рядом проблем, которые необходимо учитывать в дальнейшей деятельности педагогического коллектива: 
1) Уделить больше внимания работе с родителями и не только теоретический, но практический. 
2) Проводить работу по развитию произвольной памяти детей с помощью подвижных игр и игрового фольклора на протяжении всего дошкольного возраста.

4 октября 2018 в 23:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.