Интеграция социально-личностного и познавательно-речевого развития на примере развития диалогической речи
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, для которой характерно использование языковых средств, свойственных разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалог-естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями-репликами (вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения) двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять и усиливать значение слова.
В диалогической речи представлены все разновидности предложений по цели высказывания: повествовательные (сообщение, утверждение), побудительные (просьба, требование), вопросительные с минимальной синтаксической сложностью, а также частице и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
Спонтанный диалог состоит из простых и неполных предложений. Вместе с тем именно в процессе диалога дошкольники учатся произвольности высказывания, у них развивается умение следить за логикой изложения мысли.
Необходимо учить детей строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией, выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Следует также развивать умение применять нормы и правила речевого этикета, что важно для воспитания культуры речевого общения. Главное, что все навыки и умения, которые формировались при обучении диалогической речи, требуются ребенку и для развития монологической речи.
Возрастные особенности развития
диалогической речи
У младших дошкольников простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качество предмета.
В среднем дошкольном возрасте больше влияния на развитие диалогической речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов.
В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Не всегда умеют правильно сформировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывания товарища.
В диалогической речи дети старшего дошкольного возраста пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Диалогические игры
Цель: развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, точно выполнять данные им игровые поручения, внятно произносить одно-двухсложные слова, отвечать на вопросы. Развивать диалог.
Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить, Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?»-спрашивает он детей. Дети отвечают и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его названия. |