МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль
Эксперименты и опыты с живой природой в старшей группе«Испарение влаги с листьев растений» Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода. У детей были разные предположения. Например: “Я думаю, что листики воду впитывают в себя”. “Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”. На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”. Все предположения мы с детьми решили проверить. Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды. Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”. На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”. «Где лучше расти» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их: Например: “Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”. А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”. На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”. Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая. Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки. Опыты и эксперименты с неживой природой«Сухой из воды» Цель: Определить, что воздух занимает место. На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение: “Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”. “Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”. “Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”. На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения: “Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”. “Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”. Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная). – Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух. Далее дети повторили оба опыта с флажком на дне стакана, убедившись, что стакан был заполнен воздухом.
«Поможем воде стать чистой» Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать? На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные: Можно починить водопровод, поменять трубы; Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке; Можно привести на водовозе чистую воду жителям города; Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой. Далее я предлагаю детям самим очистить воду. – С помощью чего можно это сделать? Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды. Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что: · грязь осталась на фильтре, вода стала чистой; · такую воду нельзя употреблять в пищу; · ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…) «Свойства материалов» Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево). Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие. На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные: “Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”. “У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”. “На корабле нужен парус и штурвал”. На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения: “Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”. “Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”. “Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”. “Можно построить из железа, потому что железо прочное”. “Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”. В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль. «Магнит и его свойства» Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита. Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны. На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”. Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”. Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения: “Надо подержать магнит над стаканом”. “А давайте скрепку достанем ложкой”. И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”. В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло. «Извержение вулкана» Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь. К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?». Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов. – Какой формы вулкан? – На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.) Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. – Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. Показ демонстрационного опыта. – Что наблюдаете? – Как я изготовила лаву? Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах). – Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность). 4 октября 2018 в 22:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.