МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль

Структура и методика проведения дидактических игр.


8e2e12ee0bb5a2b66b71c948af70ef93.jpgДидактическая игра имеет определенную струк­туру. Структура — это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача: определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактичес­ких игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляет­ся умение составить из букв слова, отрабатывают­ся навыки счета и т. д.

игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое  главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми и  виде игрового замысла (задачи).

игровые действия: это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей «сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть про­странственные преобразования. Они связа­ть с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, на­правленные на выполнение дидактической зада­чи.

правила игры:  Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич­ности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Прави­ла содержат нравственные требования к взаимоот­ношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно огра­ничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

резуль­тат (подведение итогов): проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет оч­ков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победитель­ницы и т. д.  Необходимо при  этом отметить достижения каждого ребенка,  подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются  дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усва­иваются лучше. Дидактическую игру и урок про­тивопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть — дидактичес­кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все­го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа­гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь  прямого  обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидакти­ческих игр и игровых приемов обучения — облег­чить переход к учебным задачам, сделать его пос­тепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

 функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному ре­жиму;

 функция формирования психических новообра­зований;

 функция формирования собственно учебной деятельности;

 функции  формирования общеучебных умений и навыков самостоятельной работы;

 функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

  функция формирования адекватных взаимоот­ношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра — это сложное, мно­гогранное явление. В дидактических играх проис­ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помо­гает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру — задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспе­чивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное раз­витие игры в соответствии с учебными и воспи­тательными задачами, но при этом не оказы­вать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4. Необходимо оптимально сочетать заниматель­ность и обучение. Проводя игру, педагог до­лжен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превра­щает форма их проведения — эмоциональность, легкость,  непринужденность.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональ­нн отношение детей к игре, следует рассматри­вать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических  задач.

6. Между педагогом и детьми должна быть атмос­фера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. Используемая в дидактической игре наглядность
должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обес­печивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформу­лировать цель игры,  ответить на вопросы: какие умения и  навыки –дети  освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внима­ние, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — на­править силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различ­нн их количество. По возможности надо стре­миться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осу­ществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактичес­ких материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной пара­метр игры. В частности, как с наименьшей затра­той времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения мож­но внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении ди­дактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, под­ведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный нна­лиз игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их лич­ности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоян­но демонстрируйте детям их достижения.

Дидактическая игра входит в целостный педаго­гический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 октября 2018 в 20:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.