МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль

Игры с геометрическими фигурами

              b723f9371299c9d2b5f1ad9764a8cc33.jpg                                      

 «Составь фигуру».

Показываю геометрические фигуры – квадраты и круги разного цвета и размера (туловище крупнее, голова – меньше) и предлагаю по предложенной мной аналогии составить разноцветных человечков.

Сначала дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путём, сравнивают, накладывают круг на квадрат, перекладывают, называют. Вместе выясняем, из каких фигур и какого цвета составлены человечки, количество человечков, и количество необходимых для составления человечков геометрических фигур.

Дети составляют картинки, правильно соотнося части по размеру.

«Собери все мячики».

Цель упражнения: формирование умственной операции обобщения (все мячики). Обучение пониманию логической структуры "общность". Обучение сравнению, обучение построению причинно-следственной связки высказываний (не круглый, поэтому не катится).

Используются предметы разного размера, цвета и формы: 2-3 мячика из разного материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, яйцевидные тела (например, из-под киндер-сюрпризов).

Просим ребенка по команде выбрать все мячики.

Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. Предлагаем закатить их по очереди в воротца (толчком).

«Строим машину»

Из этих фигурок выкладываем "Машину". (Выкладываем ее на глазах ребенка, сопровождая эту работу словами: квадратик, квадратик, кружок...)

Усложнение: Предлагаем ребенку подумать: Можно ли кубик закатить в воротца? Почему нельзя? Почему кубик не катится? (Он не круглый.) и т.д.

Дидактическую игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (Круг)

 

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нём – прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длинны.

Вам его представить рад,

А зовут его…квадрат.

 

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

«Найди крышку к коробке».

Цель: формирование адекватного восприятия формы и размера предмета.

Для упражнения понадобятся коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные) и мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру.

Предлагаем ребенку разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрыть все коробки соответствующими крышками.

 

«Сложи круг».

Цель: развитие восприятия и воссоздающего воображения. Развитие синтеза и анализа.

Из разрезанных деталей ребенок подбирает целый круг. На первых порах детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребенок должен только сложить его).

Низкий уровень: если ребенок испытывает трудности при конструировании, даем ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт).

Высокий уровень: можно предлагать детали 2-3 кругов вперемешку: выбери и сложи.

«Разложи картинки по конвертам»

Цель: обучение ребенка соотносить форму предметов с заданным контуром.

Даем ребенку три конверта (можно использовать плоские коробки из-под конфет): на одном наклеен круг, на другом – квадрат, на третьем - треугольник. Предлагаем ему разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце и т. п. Такое упражнение называют классификация. Проводя классификацию, ребенок объясняет, на основании чего он сделал свой выбор. (Такие классификации мы уже проводили по признаку цвета и по признаку размера. Теперь начинаем выделять признак формы. При этом речь идет о четырехугольной форме, а не конкретно о квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе.)

Завершаем упражнение подведением итога: Здесь все круглые, а здесь - четырехугольные (квадратные, с углами…).

«На что похоже?»

Предлагаю детям рассмотреть картинки. Вместе с детьми выясняем, из каких фигур составлено изображение (круг, квадрат, треугольник, смотря что изучаем и закрепляем). Прошу определить, на что похожи картинки.

«Чем это может быть?»

Зашёл треугольник в теремок, свет включил и слал там жить. Вдруг в дверь кто-то стучится. «Кто там?» - спрашивает треугольник?.

Появляется квадрат (либо какая-нибудь ещё геометрическая фигура, в зависимости от изучаемого материала). Дети называют фигуру, рассказывают, как они определили, что это, сравнивают с другими геометрическими фигурами.

Так и быть, пожалуй в дом,

Веселее быть вдвоём (втроём…)

4 октября 2018 в 20:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.