МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль
Игры с геометрическими фигурами
«Составь фигуру». Показываю геометрические фигуры – квадраты и круги разного цвета и размера (туловище крупнее, голова – меньше) и предлагаю по предложенной мной аналогии составить разноцветных человечков. Сначала дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путём, сравнивают, накладывают круг на квадрат, перекладывают, называют. Вместе выясняем, из каких фигур и какого цвета составлены человечки, количество человечков, и количество необходимых для составления человечков геометрических фигур. Дети составляют картинки, правильно соотнося части по размеру. «Собери все мячики». Цель упражнения: формирование умственной операции обобщения (все мячики). Обучение пониманию логической структуры "общность". Обучение сравнению, обучение построению причинно-следственной связки высказываний (не круглый, поэтому не катится). Используются предметы разного размера, цвета и формы: 2-3 мячика из разного материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, яйцевидные тела (например, из-под киндер-сюрпризов). Просим ребенка по команде выбрать все мячики. Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. Предлагаем закатить их по очереди в воротца (толчком). «Строим машину» Из этих фигурок выкладываем "Машину". (Выкладываем ее на глазах ребенка, сопровождая эту работу словами: квадратик, квадратик, кружок...) Усложнение: Предлагаем ребенку подумать: Можно ли кубик закатить в воротца? Почему нельзя? Почему кубик не катится? (Он не круглый.) и т.д. Дидактическую игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например: а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу) б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье) в) Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной, Каждый угол в нём – прямой. Все четыре стороны Одинаковой длинны. Вам его представить рад, А зовут его…квадрат.
Три угла, три стороны, Могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, То скорей подскочишь сам. (Треугольник) «Найди крышку к коробке». Цель: формирование адекватного восприятия формы и размера предмета. Для упражнения понадобятся коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные) и мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру. Предлагаем ребенку разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрыть все коробки соответствующими крышками.
«Сложи круг». Цель: развитие восприятия и воссоздающего воображения. Развитие синтеза и анализа. Из разрезанных деталей ребенок подбирает целый круг. На первых порах детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребенок должен только сложить его). Низкий уровень: если ребенок испытывает трудности при конструировании, даем ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт). Высокий уровень: можно предлагать детали 2-3 кругов вперемешку: выбери и сложи. «Разложи картинки по конвертам» Цель: обучение ребенка соотносить форму предметов с заданным контуром. Даем ребенку три конверта (можно использовать плоские коробки из-под конфет): на одном наклеен круг, на другом – квадрат, на третьем - треугольник. Предлагаем ему разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце и т. п. Такое упражнение называют классификация. Проводя классификацию, ребенок объясняет, на основании чего он сделал свой выбор. (Такие классификации мы уже проводили по признаку цвета и по признаку размера. Теперь начинаем выделять признак формы. При этом речь идет о четырехугольной форме, а не конкретно о квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе.) Завершаем упражнение подведением итога: Здесь все круглые, а здесь - четырехугольные (квадратные, с углами…). «На что похоже?» Предлагаю детям рассмотреть картинки. Вместе с детьми выясняем, из каких фигур составлено изображение (круг, квадрат, треугольник, смотря что изучаем и закрепляем). Прошу определить, на что похожи картинки. «Чем это может быть?» Зашёл треугольник в теремок, свет включил и слал там жить. Вдруг в дверь кто-то стучится. «Кто там?» - спрашивает треугольник?. Появляется квадрат (либо какая-нибудь ещё геометрическая фигура, в зависимости от изучаемого материала). Дети называют фигуру, рассказывают, как они определили, что это, сравнивают с другими геометрическими фигурами. Так и быть, пожалуй в дом, Веселее быть вдвоём (втроём…) 4 октября 2018 в 20:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.