МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль
Игры с цифрами
Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают картинки со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. «Найди столько же» Воспитатель просит детей помочь посадить ему в вагончики игрушки. На столе разложены различные группы игрушек: 3 ежа, 4 кота, 1 мишка, 5 лисят и т.п. и «вагончики». Каждый ребёнок берёт вагончик с числовым обозначением, называет номер вагона (цифру), затем отсчитывает соответствующее количество предметов и «сажает» игрушки в вагончик. Усложнение: по мере распределения игрушек по вагонам, одному ребёнку предлагается скрепить вагоны между собой по порядку и объяснить, почему. Игра «Самолёты». Предлагаю детям отгадать загадку: По небу птица летит, Серебром блестит. Летит, гудит, В ней пилот сидит. (САМОЛЁТ) На 3-х стульях-аэродромах, помеченных определённым цветом и цифрой разложены одинаковые самолётики определённого цвета. Спрашиваю у детей сколько самолётов на желтом аэродроме? (1), на синем? (2), на красном? (3). Внимание детей фиксируется на количестве самолётов на каждом аэродроме определённого цвета. «Игра с пальчиками» Цель упражнения: вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство с озвучением слов-числительных, а также развитие координации, соревновательной мотивации, внимания и речи. Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова: Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе - печи топить, А тебе - тесто месить, А малышке - песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. На две последние строки побуждайте ребенка вместе с вами имитировать прихлопы к плясовой: v на два слова - два хлопка, v на два слова - повороты-покачивания кистью с растопыренными пальцами в ритме плясовой. Постепенно это упражнение осваивается ребенком до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия). После этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала - первые два, затем - первые три и т. д. Первому - дрова рубить, Второму - воду носить, А тебе - печи топить, А тебе - тесто месить… Первому - дрова рубить, Второму - воду носить, Третьему - печи топить, А тебе - тесто месить… За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше одного-двух раз за занятие. «Прятки» Цель: готовить ребенка к дифференциации количественных характеристик "один - много", первое знакомство со способом сравнения путем установления взаимно-однозначного соответствия на числовых (пальцевых) фигурах. Спрячьте руки за спиной и одновременно с командой выбрасывайте ее перед собой с соответствующим количеством пальцев, сопровождая действие словами: один… много… Например, по команде "Много!" у Вас - три пальца, у ребенка - пять пальцев. Выиграл тот, кто "выкинул" больше. Проверяя, поясняем ребенку, как мы узнали, у кого больше (прикладываем один палец к одному, у меня - больше нет, а у тебя еще два пальца осталось, значит, у тебя больше…). Играть можно индивидуально и совместно с 2-4 детьми. «Что у ежика в мешочке?"» Цель: развитие восприятия и тактильной чувствительности. Развитие воображения. Обучение количественному счету в пределах 3-х. Я чудесненький мешочек, Вам, ребята, я дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть? Понадобится небольшой полотняный мешочек и несколько небольших легко узнаваемых предметов, которые без труда помещаются в мешочек. В продаже бывают такие наборы, в них предметы выточены из дерева и приятны на ощупь: кубик, мисочка, пирамидка, груша, яйцо, шарик, горшочек, молоточек и др. Детям очень нравятся эти мелкие предметы. Предлагаем ребенку выбрать предмет в мешочке на ощупь, назвать его, а потом уже вынуть и проверить, правильно ли угадан предмет: - Одна пирамидка. - Одна груша. - Посмотри, теперь у нас два предмета. Покажи их и назови. - Покажи мне два пальчика, две руки, две ноги. Чего у тебя еще - два? (Два глаза. Два уха…) - Сколько у тебя носов? Голов? (Один. Одна…) - Достань еще что-нибудь. Что это? (Кубик.) Теперь у нас три предмета. - Вот - один (отодвигаем пирамидку). - Вот - два (отодвигаем к ней грушу). - Вот - три (отодвигаем к ним кубик). - Покажи мне три пальчика. Может быть у человека три руки? Так бывает? Три головы? - У кого было три головы? (У Змея Горыныча.) «Бабушка испекла оладушки…» Цель: обучение ребенка соотносить слово - числительное с количественным составом множества. Используя коробку с большими пуговицами, играем в "Оладушки". Читая текст потешки, раздаем играющим детям по одной пуговице, называя детей по имени. (Если вы играете вдвоем с ребенком, посадите пару кукол, медведя и т. д.) Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один - Ванечке, Один - Мишеньке и т. д. Пуговицы возвращаем в коробку (съели оладушки), при этом их можно считать: одна, две, три… Теперь раздаем по 2 и затем по 3 пуговицы в соответствии с текстом: Бабушка, бабушка Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Испекла оладушки. Ване - два, Ване - три, Мишке - два… Мишке - три…. А теперь даем ребенку столько пуговиц, сколько он попросит: Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Ване? - Три! Мишке? (Ребенок отвечает за медведя) - Два! и т. д. Чтобы игра не была однообразной, исполняйте роль ведущего с ребенком по очереди. "Найди цифру" Цель: знакомство с графическим образом цифр. Обучение соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов. Низкий уровень: Понадобятся кубики, фишки, геометрические фигуры из картона или пластика, карточки и т. п. На них пишем цифры 1 и 2, а также рисуем разные значки, буквы, символы (10-20 штук). На карточках, фишках и фигурках цифры и другие знаки пишем с двух сторон, на кубиках - со всех сторон. Играть можно вдвоем, втроем. Задача ребенка - найти цифру, которую вы ему показали: - Вот цифра 1. Ее пишут, когда хотят обозначить только один предмет: один нос, один медведь… Найди такую же цифру на кубиках и карточках. Сколько единиц ты найдешь? Выиграл тот, кто нашел больше цифр. Средний уровень: Показываем ребенку сразу две цифры 1 и 2. Просим отобрать похожие на каждую из них. Просим показать среди предметов упражнения фигурку, которая только одна. (Только один красный кубик. Только один зеленый треугольник.) - Найди, чего у нас два. (Два больших синих треугольника. Два желтых кубика.) Высокий уровень: Если ребенок легко выделяет показанные ему цифры, распознает их в любом положении (в том числе узнает их вверх ногами), можно показать ему на этом же занятии цифру 3 и добавить упражнение на ее распознавание. «Что написано?» Цель: закрепление образа цифры в представлении. Понадобятся вырезанные из мелкой наждачной бумаги и приклеенные на картон цифры (наждачную бумагу можно заменить плотной бархатной). Завязываем ребенку глаза и, взяв его за руку, обводим его пальчиком цифру в той последовательности, как она пишется. Ребенок должен угадать цифру. Сначала играем с изображениями цифр 1 и 2, затем добавляем изображение цифры 3 4 октября 2018 в 20:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.