МБДОУ "Детский сад "Светлячок", группа "Земляничка" , г. Рославль
Игры на ознакомления с величиной«Построй мост для машины». Групповая работа: Дети располагаются полукругом. Перед ними на столе – изображение реки, вырезанное из синего картона. Воспитатель ставит неподалёку машину, рассказывая историю о том, куда и зачем она идёт. Но вот машина подъехала к реке: ей надо переехать на другую сторону, а моста нет. Что делать? Дети предлагают построить мост. Воспитатель показывает один мост, но он оказывается короче, чем надо, и не достаёт до противоположного берега – машина упадёт в воду. Надо другой мост, подлиннее. Воспитатель приносит второй мост, который длиннее первого. Выкладывает два моста перед детьми и предлагает выбрать подходящий. В индивидуальной работе при закреплении имеющихся у детей представлений о величинах очень хорошо применять строительный материал, различные конструкторы, из которых дети собирают дома разной высоты, мосты разной ширины и длинны, башни и т.п. Для закрепления представлений о величине предметов используются различные игрушки, картинки: сравниваем длину ушей у разных животных (заяц и волк), длину хвостов (лиса и медведь), длину клювов (журавль и гусь), длину шей (жираф и кот). Или из вагонов железной дороги составить короткий и длинный поезда, из кубиков выложить широкую и длинную дорожки (одну – для машин, другую – для пешеходов) и т.п. Высокий уровень: предлагает детям вырезать полоску из бумаги – «мост», по которому машина сможет проехать. Средний / низкий уровень: дает две полоски бумаги (длиннее и короче), предлагает выбрать подходящий «мост». «Медведь и пчёлы». Воспитатель показывает детям шапочки пчёл и предлагает поиграть: уточняет количество пчёл (детей) – дети отмечают, что их много, среди них – большие пчёлы и маленькие. Большие пчёлы живут в больших домах, маленькие – в маленьких (домики имеют соответствующий символ). Выбирается медведь (один). Пчёлки летают по полянке. Как только медведь выйдет из «берлоги», они разлетаются по своим домикам. Воспитатель отмечает, что на поляне нет ни одной пчёлки, уточняет наличие пчёлок в каждом домике, сравнивает количество больших и маленьких домиков. В ходе складывания шапочек закрепляются количественные представления, представления о величине предметов (большие, маленькие). «Гаражи». Воспитатель сообщает, что машинам пора в гаражи, которые надо построить из строительного материала – кирпичиков и дощечек. Дети определяют величину машины и гаража для неё. Дети ставят машины в гаражи, пытаются поставить большую машину в маленький гараж и наоборот. Выясняют зависимость. «Домики и дорожки». Воспитатель ставит три игрушки (лягушка, поросёнок и петушок) на кубики на разном расстоянии друг от друга и предлагает детям выбрать дорожки к домикам, чтобы друзья могли ходить в гости друг к другу. Выбирая дорожку (разноцветные полоски из цветной бумаги), дети поясняют какая дорожка нужна – длинная или короткая, по какой из них идти дольше и почему (по длинной дорожке идти дольше, нужно сделать большее количество шагов, устанавливается соответствие между понятиями долго и далеко. «Кто быстрее?» Детям раздаются полоски бумаги разной длинны красного и синего цвета. Предлагается узнать по какой дорожке машина быстрее приедет к гаражу и почему? «Две машины». Детям даются две полоски бумаги разного цвета: широкая и узкая. Дети выясняют, могут ли по одной дорожке ехать рядом две машины. Предлагаю поиграть с двумя машинками: по широкой дорожке могут проехать рядом две машины, а по узкой – только одна. «В гостях у Мишек» Цель: классификация предметов по признаку "размер". На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два персонажа (два медведя): большой и маленький. - Жили два медведя: Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький. - Аня, где Миша, где Мишутка, покажи! - Однажды они поссорились и стали делить игрушки и одежду. Как они делят? Кому большое? Кому маленькое? Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор: - Большой мяч - Мише. Большая тарелка - Мише. Маленькая тарелка - Мишутке. Маленькая пирамидка - Мишутке и т. п. - Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.) Усложнение: Каких зверей может позвать в гости Миша - больших или маленьких? Кого он позовет? (Ребенок указывает свои игрушки большого размера.) Кого Мишутка позовет? Почему он позовет маленьких зверей? (У него стулья и миски маленькие.) «Матрешка» Цель: обучение выстраивать сериационный ряд по признаку "высота" (выше-ниже). Показываем ребенку матрешку, обыгрывая ее появление (Гости пришли. Сколько чашек вынимать?) Ребенок разбирает матрешку, составляет каждую из двух половин. Затем просим поставить их по росту, проверяя рукой: высокая, ниже, еще ниже… «Сложи в коробку» Цель: классификация по размеру. Понадобятся две коробочки: побольше и поменьше, а также горсть пуговиц или камешков. Пуговицы двух размеров: крупные и мелкие. Предлагаем ребенку разложить пуговицы в две коробочки. - Как ты думаешь, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробочку? В коробочку большего размера? (Подводим ребенка к самостоятельному выбору основания для классификации, в данном случае - по размеру.) «Найди цифру» На геометрических фигурах написаны цифры: 1 2 3. Ответ: единица написана на треугольниках (3 штуки – большой, маленький, поменьше), двойка на кружках (3 штуки), тройка на квадратах (3 штуки). Фигуры могут быть трех разных цветов (например, синего, зеленого и красного) и трех размеров (большой, средний, маленький). Когда группировка выполнена, предлагаем ребенку вопрос: "Здесь у тебя все единицы, а что интересного еще можно сказать об этой кучке фигурок?" (Это все треугольники.) Если ребенок это замечает, рассматриваем следующие две группы, делая обобщение: "Это все кружки. Это все квадратики". «Карандаши в коробке» Цель: применение умения сравнивать длины предметов приложением. В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво". Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению (его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить. Обсуждая результат, задаем вопросы: - Какой карандаш самый низкий (короткий)? (Красный.) - Самый высокий (длинный)? (Черный.) - Покажи синий карандаш. Где он стоит? (В середине.) - Между какими карандашами стоит синий карандаш? (Между зеленым и голубым.) Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется. «Разложи пуговицы по коробкам» Цель: обучение детей сравнению предметов по размеру. Пуговицы трех размеров (разной формы и цвета) просим ребенка разложить в три коробочки также трех размеров (большая, средняя и маленькая). Вместо пуговиц можно использовать кружки из плотного картона. Завершаем упражнение обобщением: - Какие здесь все пуговицы? (Большие.) - Какие здесь? (Здесь - все маленькие. А здесь - все побольше.) - Покажи мне самую большую коробочку. Поставь ее первой. Второй поставь среднюю коробочку. Третьей - самую маленькую. Сосчитай их по порядку. (Первая, вторая, третья.) Закрой их крышками (ребенок должен подобрать подходящие крышки из нескольких). Коробочки должны быть одинаковой формы и отличаться только размерами. Удобно сделать набор таких коробочек из бумаги в стиле оригами. 4 октября 2018 в 20:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.